📍26-27 марта на рабочей встрече в Термезе представители трех стран обсудили вопросы сотрудничества в транспортной и логистической сфере.
На встрече отмечалось, что государства Центральной Азии и Афганистан не имеют свободного выхода к международным морским портам. В этой связи они несут существенные транспортно-транзитные расходы, которые в 2−3 раза превышают аналогичные затраты стран, имеющих свободный доступ к морским коммуникациям. В этих условиях строительство железной дороги «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» позволит сократить сроки и стоимость транспортировки грузов между странами Южной Азии и Европы через Центральную Азию.
Так, по экспертным оценкам, полная реализация транспортно-инфраструктурного потенциала Афганистана позволит сократить время транспортировки товаров, например, из Узбекистана в Пакистан с 30−35 до 10−15 дней, отметили в МИВТ. Перевозки грузов по новой железной дороге могут снизить транспортные расходы между Россией и Пакистаном на 15−20%, а между странами Центральной Азии с Пакистаном — на 30−35%.
Прогнозируется также рост транзита грузов между странами Юго-Восточной Азии и Восточной Европы по железным дорогам России, Казахстана и Узбекистана. Так, по данным участников встречи, ежегодные темпы роста объема грузоперевозок по железным дорогам РФ, Казахстана, Узбекистана и Афганистана в последние годы составили 25%. В 2020 году по этой дороге перевезено 4 млн тонн грузов, что свидетельствует о высокой динамике восстановления экономики Афганистана. По предварительным данным, уже в первые годы с момента начала эксплуатации железной дороги «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» объем грузоперевозок по данному маршруту может составить 10 млн тонн.
Создаваемый маршрут призван связать между собой наиболее протяженные в мире международные железнодорожные пути, что сформирует новую парадигму международного торгово-экономического сотрудничества в масштабе континента и станет прочной платформой для устойчивого развития и повышения уровня жизни населения многих стран.